навигация по сайту
участникам проекта
Вход в систему
Логин
Пароль

Финансовая отчетность субъектов хозяйствования.

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» предприятия и организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность по следующим адресам (пользователям финансовой информации):

1. Трудовым коллективам по их требованию;

2. Собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными
документами;

3. Органам исполнительной власти и другим пользователям финансовой отчетности в соответствии с законодательством.


Финансовая отчетность - совокупность информации о финансовом состоянии, результат деятельности и движении денежных средств предприятия за определенный отчетный период. Составление ее основывается на следующих основных принципах [5]:

1. полное освещение - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решение, принимаемые на ее основе;

2. автономность - каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, отдельное от его собственников, в связи с чем, личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия;

3. начисление и соответствие доходов и расходов - для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств.

Примечание: это принцип - важнейший, но к сожалению, в практических условиях роли большой он не играет, так как воплощение связано с принципами определения доходов и расходов в целях налогообложения, где принцип «по первому событию» совершенно игнорирует механизм образования себестоимости. Отсюда определение финансового результата имеет двойственный характер.

4. единый денежный измеритель - измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;

5. периодичность - возможность распределения деятельности предприятия на определенных периодах времени с целью составления финансовой отчетности;

Финансовая отчетность обеспечивает информационные потребности пользователей относительно:

- приобретения, продажи и владения ценными бумагами;

- участия в капитале предприятия;

- оценки качества управления;

- оценки способности предприятия своевременно исполнять свои обязательства;

- обеспеченности обязательств предприятия;

- определения суммы дивидендов, подлежащих распределению;

- регулирования деятельности предприятия;

- других решений.

Финансовая отчетность должна удовлетворять потребности тех пользователей, которые не могут требовать отчетов, составленных с учетом их конкретных информационных потребностей.

Для того чтобы финансовая отчетность была понятной пользователям, она должна содержать данные о:

- предприятии;

- дате отчетности и отчетном периоде;

- валюте отчетности и единице ее измерения;

- соответствующей информации по отчетному и предыдущему периоду;

- учетной политике предприятия и ее изменении;

- консолидации финансовых отчетов;

- приостановлении (ликвидации) отдельных видов деятельности;

- ограничении относительно владения активами;

- участии в совместных предприятиях;

- выявленных ошибках прошлых лет и связанных с ними корректировках;

- переоценке статей финансовых отчетов;

- дугой информации, раскрытие которой предусмотрено соответствующими Положениями (стандартами).

Информация о предприятии, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности, включает:

- наименование, организационно-правовую форму и местонахождение предприятия (страну, в которой зарегистрировано предприятие, адрес его офиса);

- краткое описание основной деятельности предприятия;

- название органа управления, в ведении которого находится предприятие, или название его материнской (холдинговой) компании;

- среднюю численность персонала предприятия в течение отчетного периода.

Финансовая отчетность предприятия (кроме бюджетных учреждений, иностранных представительств и субъектов малого бизнеса) включает:

- баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о собственном капитале;

- примечания к отчетам.

Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе:

- баланса;

- отчета о финансовых результатах.

Необходимо отметить, что финансовая отчетность не составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Рассмотрим концептуально содержание каждой формы финансовой отчетности. Но прежде чем приступить к составлению их, мы настоятельно рекомендуем внимательно изучить национальные стандарты, которые раскрывают содержимое строк и граф соответствующих форм, отчетности.

Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс. Актив баланса характеризует имущественную базу предприятия, т.е. состав и состояния материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении и собственности предприятия. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников предпринимательского дела.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения средств предприятия, их достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. Наиболее важными задачами баланса являются:

- оценка доходности предприятия;

- оценка степени деловой активности;

- оценка рыночной устойчивости;

- оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.

На основе информации баланса внешние пользователи могут принимать решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений и другие решения.

Отчет о финансовых результатах предусматривает предоставление достоверной информации о доходах, расходах прибылях и убытках от деятельности предприятия за отчетный период.

С этой целью вся деловая жизнь делится на обычную и необычную (чрезвычайную). В свою очередь, в обычной деятельности выделяются три разновидности:

- операционная;

- инвестиционная;

- финансовая.

С точки зрения экономической теории это три сферы приложения ресурсов предприятия: производство капитала; вложение капитала; привлечение капитала.

Операционная деятельность - главный источник прибавочной стоимости для предприятия - требует разделять все операционные затраты на прямые (себестоимость), административные, сбытовые. Подобная классификация затрат необходима для определения возможных путей их оптимизации. Прямые затраты почти объективны, сбытовые - в большей степени подвержены влиянию со стороны управленческого персонала. Административные -максимально поддаются регулированию. С целью большей наглядности покажем доходно-расходную структуру движения средств в отчете о финансовых результатах. [9, 25]






В отчете о движении денежных средств приводятся данные о движении денежных средств в течение отчетного периода в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Он предназначен для пользователей, которые владеют акциями и хотят ориентироваться в том, что происходит с их предприятиями.

Целью составления отчета о собственном капитале является раскрытие информации об изменениях в составе собственного капитала предприятия в течение отчетного периода. Состав собственного капитала показывается в разрезе источников его формирования.

Примечание к финансовым отчетам - это совокупность показателей и пояснений, обеспечивающая детализацию и обоснованность статей финансовых отчетов, а также другая информация, раскрытие которой предусмотрено соответствующими Положениями (стандартами). Выделяются примечания трех типов:


1) Информация, касающаяся учетной политики - общие примечания, описывающие принципы оценки и методы учета тех статей отчетности, по которым предполагается возможность самостоятельного выбора вариантов оценки и учета;

2) Информация, не приведенная в отчетах, но являющаяся обязательной в соответствии со стандартами, регулирующими составление отчетности;

3) Информация, содержащая дополнительный анализ статей отчетности, необходимый для ее понимания - на выбор составителей отчетности, то есть, считают надо писать - пишут, нет - так сдают отчетность. Все же, по нашему мнению, в большинстве случаев составители отчетности будут заинтересованы в том, чтобы пояснить в примечаниях свою позицию.

Что касается осуществления учетной политики предприятия, то ее регламентацию необходимо в начале года отражать во внутрифирменном документе (приказ, положения и т. д). Целесообразно в этом документе отражать следующие моменты:

1. Общая часть.

2. Порядок определения основных фондов (по минимальной стоимости).

3. Методы начисления амортизации по основным фондам.

4. Учет нематериальных активов по группам.

5. Методы начисления амортизации по нематериальным активам.

6. Методы оценки запасов при выбытии.

7. Порядок регулирования дебиторской задолженности.

8. Порядок создания видов резервов будущих расходов.

9. Базу распределения общепроизводственных расходов по видам себестоимости.

10. Базу распределения общепроизводственных расходов на единицу продукции.

11. Перечень переменных и постоянных расходов.




Назад | Далее



Новое:

Последнее



Похожие страницы:

1. При отсутствии такого определения аккредитив считается отзывным
2. Аккредитивная форма расчетов с использованием банковской гарантии 1 заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов с предоставлением банком покупателя гарантии платежа
3. В России аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком и не может быть переадресован
4. При аккредитивной форме расчетов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчетов









finance0.ru