навигация по сайту
участникам проекта
Вход в систему
Логин
Пароль

Характеристика форм финансовой отчетности

Баланс предприятия составляет основу информационного обеспечения финансового анализа деятельности предприятия. Положение (стандарт) бухгалтерского учета (ПБУ) №2 регламентирует и определяет форму, структуру баланса, содержание его статей и общие требования по их раскрытию для всех предприятий, кроме малых (их отчетность регулируется ПБУ №25) и бюджетных учреждений.

Баланс - отчет о финансовом состоянии предприятия, отражающий стоимость имущества предприятия в целом по активам и суммы вложенного в это имущество собственного капитала и обязательств по пассивам в денежной форме на определенный момент времени.

Документарно баланс - двухсторонняя таблица, в правой части которой отражены активы, в левой - собственный капитал и обязательства. Поэтому основное равенство баланса:

АКТИВ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА .

Актив и обязательства могут отражаться в балансе лишь при условии, что их оценка может быть достоверно определена.

Активы - это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к увеличению экономических выгод в будущем. Актив строится в порядке возрастающей ликвидности средств и состоит из трех разделов.

Необоротные активы (I раздел) - это средства, которые используются в течение более чем одного года (операционного цикла), приобретаются с целью их использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года (операционного цикла).

Оборотные активы (II раздел) - денежные средства и их эквиваленты, не ограниченные в использовании, а также другие активы, предназначенные для использования, продажи или потребления в течение операционного цикла или 12 месяцев с момента учета на балансе.

Расходы будущих периодов (III раздел) - это средства, израсходованные в течение текущего или предыдущего отчетного периода, но относящиеся к расходам следующих отчетных периодов.

Пассив группируется по степени срочности погашения (возврата) долгов и содержит пять разделов.

Собственный капитал (I раздел) - часть в активах, остающаяся после вычета обязательств.

Обязательства - задолженность предприятия в результате прошлых событий, погашение которой, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов, воплощающих экономических выгоды. Обязательство возникает только тогда, когда актив получен или когда предприятие заключает неотказное соглашение приобрести актив.

В составе обеспечения будущих расходов и платежей (II раздел) отражаются начисленные в отчетном периоде будущие расходы и платежи (затраты на оплату будущих отпусков, гарантийные обязательства по затратам на материальное поощрение и охрану труда и т.п.), а также прочие обеспечения (создание резервов, связанных с особенностью технологического процесса) и остатки средств целевого финансирования.

Долгосрочные обязательства (III раздел) - обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год (операционный цикл). Это долгосрочные кредиты банков, выпущенные облигации, долгосрочные векселя, отсроченные налоговые платежи.

Текущие обязательства (IV раздел) - это обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств в течение одного года (операционного цикла). В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как счета и векселя к оплате; долговые свидетельства о получении краткосрочных кредитов; задолженность по налогам; задолженность по заработной плате; полученные авансы; непредвиденные обязательства; часть долгосрочных обязательств, подлежащая уплате в текущем периоде.

Расходы будущих периодов (V раздел) - это средства, полученные в течение текущего или предыдущих отчетных периодов, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

На основе такого разделения статей баланса можно оценить структуру и направления размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей финансово - хозяйственной деятельности, т.е. дать комплексную оценку финансового состояния предприятия.

Но при изучении данных баланса следует иметь в виду, что они зафиксированы на определенный момент, а, следовательно, с течением времени происходит искажение их реального значения. В связи, с чем надо помнить, что баланс имеет ряд «недостатков»:

1. Баланс историчен по своей природе: фиксирует сложившиеся к моменту его составления состояние предприятия согласно учетной политике, но не отвечает на вопрос, в результате чего сложилось такое положение

2. Баланс построен по принципу отражения в нем материальных ценностей и затрат по фактически произведенным расходам, что делает несопоставимыми балансовые показатели и статьи в условиях изменения временной стоимости денег.

3. Баланс содержит консолидированную информацию, отражающую значение статей, но не учитывающую срочный характер их формирования или погашения, в связи, с чем он не отражает адекватного состояния и динамики средств в течение периода.

4. Корректная интерпретация балансовых показателей возможна лишь с привлечением данных об оборотах и учете масштабов производства.

5. Баланс отчетного периода, рассматриваемый изолированно, не обеспечивает пространственной и временной сопоставимости.

6. Баланс не раскрывает основного мотива деятельности предприятий -прибыли, в нем отсутствует категория балансовой прибыли, есть только нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

7. Стоимость активов предприятия, зафиксированная в балансе, может не совпадать с реальной реализационной стоимостью предприятия.

Поэтому, чтобы избежать неточностей в анализе следует рассматривать другие формы финансовой отчетности, предоставляющие более развернутую и динамичную информацию о предприятии.

Отчет о финансовых результатах регламентируется ПБУ №3 и содержит сравнительную информацию сумм различных видов доходов с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Составляется ежеквартально накопительным методом.

Состоит из трех разделов:

1. Финансовые результаты;

2. Элементы операционных расходов;

3. Расчет показателей прибыльности акций.

При составлении отчета оперируют понятиями:

Доход - это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, приводящих к росту собственного капитала (кроме роста капитала за счет взноса владельцев).

Расходы - это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения собственного капитала за счет его изъятия или распределения собственниками).

Убыток - превышение суммы расходов над суммой дохода, для получения которого были произведены эти расходы.

Прибыль - сумма, на которую доход превышает, связанные с ним расходы.

Обычная деятельность - деятельность предприятия, зафиксированная в учредительных документах.

Чрезвычайное событие - событие или операция, которые отличаются от обычной деятельности предприятия и о которых не предполагается, что они будут повторяться периодически или в каждом последующем отчетном периоде.

Формируется отчет на основе следующих принципов выявления финансовых результатов: • принцип учетного периода; • принцип консерватизма; • принцип начисления (реализации); • принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода.

Таким образом, данный отчет раскрывает основной мотив деятельности предприятия - формирование чистой прибыли путем отражения всех источников получения доходов, направлений расходования средств и учета налоговой политики. Но у данного отчета есть два «недостатка»:

1. прибыль фиксируется в соответствии с принципом начисления, то есть независимо от того поступили ли реальные денежные средства;

2. по прибыли нельзя судить, какие у предприятия есть источники получения реальных денежных средств.

Поэтому в соответствии с требованиями ПБУ № 4 один раз в год составляется отчет о движении денежных средств, который отражает финансовые средства предприятия в виде движения денежных потоков.

Цель составления данного отчета: предоставление пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации об изменениях, произошедших в денежных средствах предприятия и их эквивалентах за отчетный период в соответствии с разделением деятельности предприятия на операционную, инвестиционную и финансовую (соответственно 3 раздела отчета).

Денежные средства - наличные, средства на счетах в банках и депозиты до востребования.

Эквиваленты денежных средств - это краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, свободно конвертируемые в определенные суммы денежных средств и характеризуемые незначительным риском изменения стоимости. Операционная деятельность - основная деятельность и другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционной или финансовой деятельностью.

Инвестиционная деятельность - совокупность операций по приобретению или продаже необоротных активов, финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.

Финансовая деятельность - деятельность, приводящая к изменению размера и состава собственного капитала и обязательств. Существует 2 метода составления формы №3:

1. Прямой метод. В отчете последовательно приводятся все основные статьи поступлений (выбытия) денежных средств в результате деятельности, разница которых показывает прирост или уменьшение денежных средств (так составляются II и III разделы отчета).

2. Косвенный метод. Суть его состоит в корректировке прибыли от обычной деятельности до налогообложения на неденежные операции, которая проводится для того, чтобы получить реальную величину денежных средств от операционной деятельности (I раздел отчета). Неденежные операции - операции, не требующие использование

денежных средств и их эквивалентов (бартерные операции, получение активов путем финансовой аренды, приобретение активов путем эмиссии акций и т.д.). Неденежные операции, связанные с финансовой или инвестиционной деятельностью должны раскрываться в примечаниях.

Внутренние изменения в составе денежных средств и их эквивалентов не отражаются в данном отчете.

Отчет о собственном капитале (составляется в соответствии с требованиями ПБУ № 5 один раз в год). Целью составления отчета является раскрытие информации об изменениях в структуре собственного капитала предприятия на протяжении отчетного года.

Собственный капитал можно условно разделить на привлеченный (инвестированный собственниками предприятия) и накопленный (созданный в процессе собственной деятельности предприятия).

Привлеченный капитал характеризуется следующими понятиями: Уставный капитал - зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников в капитал предприятия.

Дополнительно оплаченный капитал - сумма превышения стоимости

продажи акций над номинальной стоимостью. Неоплаченный капитал - задолженность владельцев по взносам в

уставный капитал.

Изъятый капитал - фактическая себестоимость акций собственной

эмиссии, выкупленных предприятием у своих акционеров. Накопленный капитал характеризуется следующими понятиями: Резервный капитал - сумма резервов, созданных акционерными

обществами в соответствии с действующим законодательством. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - прибыль,

реинвестированная в предприятие, или непокрытый убыток. Другой дополнительный капитал - сумма переоценки необоротных

активов и стоимость активов бесплатно полученных предприятием. Кроме того, в данном отчете фиксируется изменения учетной политики предприятия, а также раскрывается политика предприятия в области распределения чистой прибыли.

В примечаниях к финансовой отчетности (форма №5) предприятие раскрывает - учетную политику; - информацию, которая не раскрыта в финансовой отчетности, но обязательна к освещению согласно действующим стандартам; - информацию, которая имеет дополнительный анализ статей отчетности, в том числе назначение и условия использования каждого элемента собственного капитала (кроме уставного), а также подробную информацию об акциях предприятия (количество, номинал, подписка, характер взносов, список учредителей, размер дивидендов, права, и т.д.).

В совокупности данные отчеты дают детализированное представление о структуре капитала, доходе и расходах предприятия, а также раскрывают динамическую информацию о финансовых потоках, что позволяет делать обоснованные предположения о тенденциях будущего развития предприятия, его финансовых и производственных возможностей.



Назад | Далее



Новое:

Последнее



Похожие страницы:

1.
2. Финансовый анализ предприятия по методике "дюпон"
3. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия.
4. Оценка финансовой независимости предприятия









finance0.ru