навигация по сайту
участникам проекта
Вход в систему
Логин
Пароль

Местные бюджеты, их сущность и значение

В Украине в состав местных бюджетов входят бюджет АРК, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления. Бюджеты местного самоуправления - это бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений.

Местные бюджеты - это фонды финансовых ресурсов, предназначенные для реализации задач и функций органов самоуправления. Как составная часть бюджетной системы государства и основа финансовой базы деятельности органов самоуправления местные бюджеты обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование мероприятий экономического и социального развития, проводимых органами власти и управления на соответствующей территории.

Через местные бюджеты складываются определенные финансовые взаимоотношения органов самоуправления практически со всеми предприятиями, учреждениями, находящимися на их территории, и населением данной территории в связи с мобилизацией и использованием средств этих бюджетов. Между местными бюджетами различных уровней, а также между этими бюджетами и государственным бюджетом возникают финансовые взаимоотношения по поводу перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения эффективного функционирования каждого бюджета.

Органам местного самоуправления предоставлены широкие права для осуществления экономического и социального развития на своей территории. В статье 43 Конституции Украины отмечено, что местные органы самоуправления:

• осуществляют управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности;

• утверждают программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение;

• утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их исполнение;

• устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законодательством;

• создают, реорганизовывают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации и учреждения.

Роль местных бюджетов, в частности, определяется величиной ВВП, перераспределяемого через них. Удельный вес местных бюджетов в перераспределении ВВП, а также в сводном бюджете, наряду с экономическим и социальным, имеет важное политическое значение. Он свидетельствует об участии местного самоуправления в решении актуальных проблем развития государства, об определенной ограниченности функций центральных органов власти. В этой связи необходимо учитывать, что одной из главных предпосылок строительства демократического государства является самостоятельность и независимость органов местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления предусматривает его обособленность от государственной власти, полную независимость и самостоятельность возложенных на него функций в пределах своей компетенции.

Основными положениями Европейской хартии местного самоуправления, имеющими непосредственное отношение к функционированию бюджетов самоуправления, являются следующие: • местная власть имеет право на свои собственные финансовые ресурсы;

• объем финансовых ресурсов должен соответствовать функциям, которые исполняет местная власть;

• местная власть имеет право свободно распоряжаться собственными финансовыми ресурсами;

• часть финансовых ресурсов должна формироваться за счет местных налогов и сборов;

• размеры местных налогов и сборов местная власть уполномочена устанавливать в пределах закона;

• защита слабой в финансовом отношении местной власти проводится с помощью процедур устранения финансовых диспропорций (финансового выравнивания);

• преимущество в выборе форм финансовой помощи отводится дотациям, которые не предназначены для финансирования конкретных проектов и не ограничивают свободы местной власти.

В настоящее время к Европейской хартии местного самоуправления присоединилось около 30 стран, в 1996 году - Украина.

Принятие Бюджетного кодекса Украины является важным шагом в направлении приближения к общепринятым стандартам в этой сфере. Однако ряд важных вопросов реального обеспечения независимости органов местного самоуправления, еще не решены. Прежде всего, это касается финансовой базы местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности органов местного самоуправления характеризует независимость государства в целом, потенциальные возможности ее экономического развития, уровень демократических прав и свобод граждан. Государство не может успешно развиваться и процветать, не предоставляя гарантий финансовой независимости органам местного самоуправления.

Местные бюджеты могут состоять из общего и специального фондов. Распределение бюджета на общий и специальный фонды в случае необходимости определяется законом о Государственном бюджете на соответствующий год. В состав расходов общего фонда соответствующего местного бюджета входит резервный фонд. В составе местных бюджетов формируется бюджет развития, который является составной частью специального фонда местных бюджетов.

Бюджет АРК и городские бюджеты могут приниматься с дефицитом исключительно в части дефицита бюджета развития. Этот дефицит покрывается за счет займов. Утверждение областных, районных, районных в городах, сельских и поселковых бюджетов с дефицитом не допускается.

Местный бюджет включает все поступления и расходы на выполнение полномочий органов местной власти. Эти поступления и расходы составляют единый баланс соответствующего бюджета.

Одним из существенных недостатков бюджетной системы предыдущих лет была незаинтересованность местных органов власти в росте поступлений в их бюджеты. Любое увеличение поступлений в местные бюджеты или мероприятия по сокращению расходов, приводили к уменьшению доли регулирующих налоговых поступлений, закрепляемых за соответствующими бюджетами, или объемов межбюджетных трансфертов. Ежегодные изменения нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, которые доводились местным бюджетам, не стимулировали соответствующие органы власти к увеличению поступлений во все бюджеты.

Размежевание доходов при формировании местных бюджетов начиная с 2002 года на доходы, которые учитываются и которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, должно способствовать их росту.

При формировании местных бюджетов в период до 2002 года местные налоги и сборы зачислялись в доходы местных бюджетов и прямо влияли на определение объема трансфертов с государственного бюджета местным бюджетам. С принятием Бюджетного кодекса, местные налоги и сборы выведены за пределы расчета объема трансфертов. Таким образом, местные органы власти получили право и соответствующие стимулы для наращивания этих поступлений в соответствующие бюджеты.

Предложенная Бюджетным кодексом система межбюджетного регулирования стимулирует местные органы власти к наращиванию поступлений, что будет способствовать увеличению объемов расходов на предоставление услуг, за которые они отвечают. В частности, органы власти заинтересованы в создании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, который развивается на соответствующей территории. Именно он является важным источником прироста и увеличения местных и других налогов и сборов, поступающих в местные бюджеты.

Состав доходов, закрепляемых за местными бюджетами и бюджетами местного самоуправления, определен статьями 64, 66, 69 Бюджетного кодекса Украины. Бюджетным кодексом предложена новая схема формирования доходной части местных бюджетов. Теперь доходная часть местных бюджетов состоит из доходов, которые учитываются и доходов, которые не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

К доходам, закрепляемыми за бюджетами местного самоуправления, и учитываемыми при определении объемов межбюджетных трансфертов, относятся следующие налоги и сборы (обязательные платежи):

1) подоходный налог с граждан в части, определенной статьей 65 Бюджетного кодекса, а именно:

• в доходы бюджетов гг. Киева и Севастополя -100% общего объема подоходного налога с граждан, взимаемого на территории этих городов;

• в доходы бюджетов городов республиканского (в АРК) и областного значения - 75% общего объема подоходного налога с граждан, взимаемого на территории этих городов;

• в доходы бюджетов городов районного значения, сел, поселков или их объединений - 25% общего объема подоходного налога с граждан, взимаемого на этой территории;

2) государственная пошлина в части, надлежащей соответствующим бюджетам;

3) плата за лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, выдаваемые исполнительными органами соответствующих советов;

4) плата за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, взимаемая исполнительными органами соответствующих советов;

5) плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, взимаемая исполнительными органами соответствующих советов;

6) поступления административных штрафов, налагаемых исполнительными органами соответствующих советов или созданными ими в установленном порядке административными комиссиями;

7) единый налог для субъектов малого предпринимательства в части, надлежащей соответствующим бюджетам.

К доходам местных бюджетов, не учитываемым при определении объема межбюджетный трансфертов, относятся:

1) местные налоги и сборы, зачисляемые в бюджеты местного самоуправления;

2) 100 % платы за землю - для бюджетов гг. Киева и Севастополя; 75%- для бюджетов городов республиканского АРК и городов областного значения; 60% - для бюджетов сел, поселков, городов районного значения и их объединений;

3) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов в части, зачисляемой в соответствующий бюджет;

4) поступления сумм процентов за пользование временно свободными бюджетными средствами;

5) налог на промысел, зачисляемый в бюджеты местного самоуправления;

6) поступления дивидендов, начисленных на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, имеющиеся в собственности соответствующей территориальной общины;

7) плата за загрязнение окружающей природной среды в части, зачисляемой в соответствующий бюджет;

8) средства от отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности, в т.ч. от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в коммунальной собственности;

9) фиксированный сельскохозяйственный налог в части, зачисляемой в бюджеты местного самоуправления;

10) плата за аренду имущественных комплексов, находящихся в коммунальной собственности;

11) налог на прибыль предприятий коммунальной собственности;

12) платежи за специальное использование природных ресурсов местного значения;

13) другие поступления, предусмотренные законом.




Назад | Далее



Новое:

Последнее



Похожие страницы:

1. Расходы местных бюджетов
2. экономическая сущность государственного кредита
3. формы государственного кредита. классификация займов
4. Управление государственным долгом









finance0.ru