навигация по сайту
участникам проекта
Вход в систему
Логин
Пароль

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета

Составление, рассмотрение, утверждение бюджета, его исполнение и контроль за исполнением, а также утверждение отчета об исполнении бюджета - это стадии бюджетного процесса.

Проект закона о Государственном бюджете Украины разрабатывает Кабинет Министров Украины.

Министр финансов Украины отвечает за составление проекта закона о Государственном бюджете Украины, определяет основные организационно-методические принципы бюджетного планирования, которые используются для подготовки бюджетных запросов и разработки предложений проекта Государственного бюджета Украины.

Не позднее 1 июня или первого следующего за этой датой дня пленарных заседаний ВР Украины в Верховной Раде Украины проводятся парламентские слушания по вопросам бюджетной политики на следующий бюджетный период. С докладом об Основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период выступает премьер-министр Украины или по его поручению министр финансов Украины

Проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период содержит предложения КМ Украины относительно:

1) предельного размера дефицита (профицита) Государственного бюджета Ук-

раины в процентах к прогнозному годовому объему ВВП;

2) доли прогнозного годового объема ВВП, перераспределяемого через свод-

ный бюджет Украины;

3) предельного объема государственного долга и его структуры;

4) удельного веса объема межбюджетных трансфертов в расходах Государственного бюджета Украины и коэффициента выравнивания для местных бюджетов;

5) удельного веса капитальных вложений в расходах Государственного бюджета Украины и приоритетных направлений их использования;

6) взаимоотношений Государственного бюджета Украины с местными бюджетами в следующем бюджетном периоде;

7) изменений к законодательству, принятие которых является необходимым для реализации бюджетной политики государства;

8) перечня главных распорядителей средств Государственного бюджета Украины;

9) защищенных статей расходов бюджета;

10) обоснования необходимости деления бюджета на общий и специаль-
ный фонды.

По результатам парламентских слушаний ВР Украины принимает постановление об одобрении или принятии к сведению Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период.

Для подготовки предложений к проекту Государственного бюджета Украины Минфин Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов. Эти инструкции могут вводить организационные, финансовые и другие ограничения, которые обязаны соблюдать все распорядители бюджетных средств в процессе подготовки бюджетных запросов.

Бюджетный запрос - это документ, подготовленный распорядителем бюджетных средств, содержащий предложения с соответствующими обоснованиями в отношении объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующий бюджетный период.

На основании анализа бюджетных запросов, Министерство финансов Украины готовит проект закона о Государственном бюджете Украины.

Министерство финансов Украины в период подготовки предложений к проекту Государственного бюджета Украины рассматривает и принимает меры по устранению расхождений с главными распорядителями бюджетных средств, В случае если согласие не достигнуто, Минфин Украины прилагает свое заключение по несогласованным вопросам к указанным предложениям, подаваемым Кабинету Министров Украины.

Министерство Финансов Украины подает проект закона о Государственном бюджете Украины Кабинету Министров Украины для рассмотрения, а также вносит предложения по срокам и порядку рассиотрения этого проекта в КМ

Украины. Кабинет Министров Украины принимает постановление об одобрении проекта закона о Государственном бюджете и подает его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому.

Вместе с проектом закона о Государственном бюджете Украины, одобренным КМ Украины, подаются:

1) пояснительная записка к проекту закона о Государственном бюджете, которая должна содержать:

а) информацию об экономическом положении государства и основных про-
гнозных макропоказателях экономического и социального развития Ук-
раины на следующий бюджетный период;

б) оценку поступлений доходов и других средств (займов), предлагаемых
для обеспечения финансовыми ресурсами расходов бюджета;

в) пояснения к основным положениям проекта Государственного бюджета
Украины и проекта закона о Государственном бюджете Украины, включая
анализ предлагаемых объемов расходов на выполнение функций , про-
грамм;

г) обоснования особенностей межбюджетных взаимоотношений;

г) прогноз основных макропоказателей экономического и социального раз-
вития Украины, показателей сводного бюджета Украины по основным ви-
дам доходов, расходов и финансирования на следующие три бюджетных
периода;

д) информацию об объемах государственного долга, в том числе по типу
долгового обязательства, графике его погашения, объемах и условиях займов;

е) информацию по учету предложений ВР Украины к Основным направле-
ниям бюджетной политики на следующий бюджетный период, если они были
приняты Верховной Радой Украины.

2) прогнозные показатели сводного бюджета Украины согласно бюджетной
классификации, а также сводный баланс финансовых ресурсов Украины;

3) перечень льгот по налогам, сборам и другим обязательным платежам с расчетом потерь доходов бюджета от их предоставления;

4) показатели расходов Государственного бюджета Украины, необходимых на следующие бюджетные периоды для завершения программ, учтенных в проекте Государственного бюджета Украины, при условии реализации этих программ в течение более одного бюджетного периода;

5) перечень инвестиционных программ на следующий бюджетный период, под которые могут предоставляться гарантии КМ Украины;

6) другие материалы, объем и форму которых определяет КМ Украины. Законом о Государственном бюджете Украины определяются:

1) общая сумма доходов и общая сумма расходов (с распределением на общий и специальный фонды, а также с распределением расходов на текущие и капитальные);

2) предельный объем годового дефицита (профицита) Государственного бюджета Украины в следующем бюджетном периоде и государственного долга на конец следующего бюджетного периода, полномочия по предоставлению государственных гарантий, а также объем этих гарантий;

3) бюджетные назначения главным распорядителям средств Государственного бюджета Украины по бюджетной классификации;

4) доходы бюджета по бюджетной классификации;

5) бюджетные назначения межбюджетных трансфертов;

6) дополнительные положения, регламентирующие процесс исполнения бюд-
жета.

Расходы проекта закона о Государственном бюджете Украины по главным распорядителям бюджетных средств должны быть детализированы по подразделениям функциональной классификации ( программной классификации в случае составления проекта бюджета по программно-целевому методу).

Через пять дней после представления КМ Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины в ВР Украины министр финансов Украины представляет его на пленарном заседании ВР Украины.

Председатель Комитета ВРУ по вопросам бюджета докладывает о соответствии закона о Государственном бюджете Украины требованиям Бюджетного кодекса, Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и др.

После принятия к рассмотрению представленного проекта закона о Государственном бюджете ВР Украины готовит этот проект к первому чтению. Проект закона рассматривается народными депутатами Украины, а также в комитетах, депутатских фракциях и группах ВРУ. Комитеты ВРУ формируют свои предложения к проекту закона и передают их в Комитет ВРУ по вопросам бюджета и назначают представителей для участия в его работе. Такие предложения принимаются до 1 октября.

Комитет ВРУ по вопросам бюджета не позднее 15 октября, совместно с уполномоченными представителями КМУ рассматривает предложения к проекту закона и готовит Заключения и предложения к нему. Эти документы распространяются среди депутатов Украины не позднее чем за два дня до рассмотрения проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении на пленарном заседании ВРУ.

Первое чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины

начинается с доклада председателя Комитета ВР Украины по вопросам бюджета относительно Заключений и предложений к проекту закона о Государственном бюджете, после чего идет его обсуждение. Заключения и предложения к проекту закона голосуются в целом, если положительное решение не принято, происходит постатейное голосование.

Принятие решения относительно Заключений и предложений к проекту закона о Государственного бюджета Украины считается принятием проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении ( не позднее 20 октября).

После этого КМУ в двухнедельный срок готовит и подает не позднее 3 ноября доработанный проект закона о Государственном бюджете Украины в ВРУ. Комитет ВРУ по вопросам бюджета в течение трех дней после подачи этого проекта, подготовленного ко второму чтению, готовит заключение относительно рассмотрения проекта закона о Государственном бюджете во втором чтении.

Второе чтение начинается с доклада министра финансов Украины

относительно доработанного проекта закона о Государственном бюджете. Председатель Бюджетного комитета ВРУ докладывает заключения комитета относительно учета КМУ Бюджетных заключений ВРУ при подготовке проекта закона о Государственном бюджете Украины ко второму чтению

Второе чтение предусматривает в первую очередь утверждение общего объема дефицита (профицита), доходов и расходов Государственного бюджета Украины с дальнейшим постатейным голосованием проекта закона о Государственном бюджете Украины, представленного КМУ на второе чтение. Второе чтение проекта закона завершается непозднее 20 ноября года, предшествующего плановому году. Статьи проекта, не принятые во втором чтении, переносятся на рассмотрение в третьем чтении.

Комитет ВРУ по вопросам бюджета, дорабатывает проект закона о Государственном бюджете и вносит его на рассмотрение ВРУ в третьем чтении не позднее 25 ноября.

Третье чтение начинается с доклада председателя Комитета ВРУ по вопросам бюджета и содоклада министра финансов Украины, после чего

Верховная Рада проводит голосование по предложениям Комитета ВРУ по вопросам бюджета относительно статей проекта закона о Государственном бюджете Украины, не принятых во втором чтении, и по проекту закона в целом.

Закон о Государственном бюджете Украины принимается ВРУ до 1 декабря года, предшествующего плановому.

Исполнение Государственного бюджета состоит в мобилизации запланированных доходов и финансировании предусмотренных расходов.

Организация исполнения Государственного бюджета возложена на Кабинет Министров Украины, оперативная работа осуществляется Министерством финансов, Государственной налоговой службой и Государственным казначейством.

В Украине применяется казначейская форма обслуживания Государст-венного бюджета Украины, предусматривающая осуществление Государственным казначейством Украины:

1) операций со средствами государственного бюджета;

2) расчетно-кассового обслуживания распорядителей бюджетных средств;


3) контроля бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей;

4) бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении государственного бюджета.

Государственный бюджет Украины исполняется на основании росписи доходов и расходов, утверждаемой министром финансов Украины согласно бюджетным назначениям в месячный срок после вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины. До утверждения росписи министром финансов утверждается временная роспись на соответствующий период. Экземпляр утвержденной бюджетной росписи передается в Комитет ВРУ по вопросам бюджета с дальнейшим информированием о внесенных в нее изменениях

Министр финансов Украины в течение бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи Государственного бюджета установленным бюджетным назначениям.

Составление отчета об исполнении государственного бюджета Украины и утверждение его Парламентом - последняя стадия бюджетного процесса. Годовой отчет о выполнении закона о Государственном бюджете Украины подается КМ Украины Верховной Раде Украины не позднее 1 мая года, следующего после отчетного.





Назад | Далее



Новое:

Последнее



Похожие страницы:

1. . сущность государственных целевых фондов и их назначени.
2. государственные фонды целевого назначения в украине
3. Источники формирования средств пенсионного фонда:
4. Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности









finance0.ru