навигация по сайту
участникам проекта
Вход в систему
Логин
Пароль

Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно -территориальным устройством государства и т.п.

По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета - это средства, направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных законом о государственном бюджете на соответствующий бюджетный год (за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм). Расходы государственного бюджета на осуществление полномочий государства определяются путем установления бюджетных назначений главным распределителям средств.

В отечественной практике впервые в Бюджетном кодексе осуществлено законодательное разделение и закрепление за государственным и местными бюджетами расходов на выполнение полномочий и обеспечена реализация основных принципов бюджетной системы. Расходы государственного бюджета связаны с реализацией программ и функций, выполняемых государством в соответствии с Конституцией и нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Бюджетным кодексом расходы бюджетов, входящих в бюджетную систему, классифицируются по:

1) функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов);

2) экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);

3) признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);

4) бюджетным программам (программная классификация расходов).

Функциональная классификация расходов имеет следующие уровни детализации:

• разделы, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, АРК или местного самоуправления;

• подразделы и группы, в которых конкретизируются направления бюджетных средств на осуществление соответственно функций государства, АРК или местного самоуправления.

По экономической классификации расходы бюджета делятся на теку-
щие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом погашения, состав
которых определяется министром финансов Украины.

К текущим, например, относятся расходы на:

• оплату труда работников бюджетных учреждений и начисления на заработную плату;

• приобретение товаров и материалов;

• командировки;

• оплату коммунальных услуг и энергоснабжения; и др. К капитальным, например, относятся расходы на:

• приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

• капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт;

• формирование государственных запасов и резервов.

Распределение расходов по экономической классификации позволяет оценить направленность бюджета, в частности по использованию средств на содержание бюджетных учреждений, на капитальное строительство, инновационное развитие и обслуживание государственного долга.

Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.

Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу.

Процесс формирования бюджетных программ с использованием программно-целевого метода базируется на определении результатов, которых необходимо достичь в государственном секторе вследствие реализации этих программ, и наиболее оптимальных объемов ресурсов для достижения этих результатов.

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины к расходам, осуществляемым из государственного бюджета Украины, относятся расходы на:

1) государственное управление:

а) законодательную власть;

б) исполнительную власть;

в) Президента Украины;

2) судебную власть;

3) международную деятельность;

4) фундаментальные и прикладные исследования и содействие НТП государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения;

5) национальную оборону;

6) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; 7) образование:

а) общее среднее образование:

• специализированные школы ( в т.ч. школы -интернаты), основанные на государственной форме собственности;

• общеобразовательные школы социальной реабилитации;

б) профессионально-техническое образование (учебные и другие заведения
образования, основанные на государственной форме собственности);

в) ВУЗы, основанные на государственной форме собственности;

г) последипломное образование, (кроме тех расходов, которые финансиру-
ются из местных бюджетов (ст.90, п.2 «г»));
г) внешкольные учебные учреждения и мероприятия по внешкольной работе с
детьми, в соответствии с перечнем, утвержденным КМ Украины; и др.;

8) здравоохранение:

а) первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (многопрофильные больницы и поликлиники, выполняющие специфические общегосударственные функции, в соответствии с перечнем, утвержденным КМ Украины);

б) специализированную, высокоспециализированную амбулаторно-
поликлиническую и стационарную помощь ( клиники НИИ, спецбольницы, цен-
тры, лепрозории, госпитали для инвалидов ВОВ, специализированные стоматоло-
гические поликлиники, и др. в соответствии с перечнем, утвержденным КМ Ук-
раины);

в) санаторно-реабилитационную помощь ( для больных туберкулезом, для
ветеранов ВОВ, общегосударственные специализированные санатории для детей
и подростков);

г) санитарно-эпидемиологический надзор; и др. программы в области
здравоохранения, в соответствии с перечнем, утвержденным КМ Украины;
социальную защиту и социальное обеспечение:

9) социальную защиту и социальное обеспечение:
а) государственные специальные пенсионные программы (пенсии военнослужа-
щим и членам их семей, работникам органов внутренних дел и др.);

б) государственные программы социальной помощи (денежная помощь
беженцам, программы и мероприятия по социальной защите инвалидов, меро-
приятия, связанные с возвратом в Украину крымско-татарского народа и др.);

в) государственные программы и мероприятия в отношении детей, моло-
дежи, женщин, семьи; и другие.

10) культуру и искусство:

а) государственные культурно-образовательные программы (националь-
ные и государственные библиотеки, музеи и т д.);

б) государственные театрально-зрелищные программы ( национальные те-
атры, национальные филармонии и т.д.)

в) государственное архивное дело;

11) государственные программы поддержки телевидения, радиовещания, прессы, книгоиздания, информационных агенств;

12) физическая культура и спорт (государственные программы);

13) государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных областей экономики;

14) программы реставрации памятников архитектуры государственного значе-
ния;

15)государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики;

16) государственные инвестиционные проекты;

17) государственные программы по ликвидации последствий Чернобыль-
ской катастрофы, охране окружающей природной среды и ядерной безопасно-
сти, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий сти-
хийного бедствия;

18) создание и пополнение государственных запасов и резервов;

19) обслуживание государственного долга;

20) проведение выборов и референдумов;

21) другие программы, имеющие исключительно государственное значение.




Назад | Далее



Новое:

Последнее



Похожие страницы:

1. Бюджетный дефицит, пути его сокращения
2. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета
3. . сущность государственных целевых фондов и их назначени.
4. государственные фонды целевого назначения в украине









finance0.ru