навигация по сайту
участникам проекта
Вход в систему
Логин
Пароль

Бюджетный процесс и его участники

Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению бюджета, а также по составлению, рассмотрению и утверждению отчета о его исполнении. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны и бюджетным правом.

Бюджетным кодексом Украины определены такие стадии бюджетного процесса:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах;

3) исполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах;

4) подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятие решения по нему.

Под стадиями бюджетного процесса понимают перечень мероприятий, охватывающих разработку, исполнение и оценку эффективности использованных средств. При этом должны быть учтены среднесрочная и долгосрочная перспективы, установлена связь с общими целями социально-экономического развития.

По своему содержанию бюджетный процесс охватывает: определение финансовой и бюджетной политики, разработку управленческих стратегий, оценку потребностей, приоритетов и возможностей бюджета, который согласовывается с определенными подходами, оценку эффективности проекта и пр.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются финансовый контроль и аудит и оценка эффективности использования бюджетных средств.

В бюджетном процессе на всех его стадиях задействованы участники бюджетного процесса, которыми являются органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями. Бюджетными полномочиями признаются права и обязанности участников бюджетных правоотношений, которые регулируются специальными законами.

Основными участниками бюджетного процесса являются Президент Украины, органы законодательной (представительской) и исполнительной власти, Национальный банк Украины, органы государственного финансового контроля.

Для осуществления программ и мероприятий, проводимых за счет средств бюджета, бюджетные ассигнования предоставляются распорядителям бюджетных средств. По объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств делятся на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.

Главные распорядители бюджетных средств - бюджетные учреждения в лице их руководителей, которые согласно ст.22 Бюджетного кодекса получают полномочия путем установления бюджетных назначений.

Бюджетное назначение - полномочие, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств Бюджетным кодексом, законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, которое имеет количественные и временные ограничения и разрешает предоставлять бюджетные ассигнования. Все бюджетные назначения утрачивают силу после окончания бюджетного периода, за исключением тех случаев, когда отдельным законом предусмотрены многолетние бюджетные назначения.

Средства бюджета, которые получают физические и юридические лица, не имеющие статуса бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств), предоставляются им только через распорядителя бюджетных средств. Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заем в любой форме или предоставлять за счет бюджетных средств займы юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренным законом о Государственном бюджете Украины.

Главныйраспорядитель бюджетных средств:

1) разрабатывает план своей деятельности согласно задачам и функциям, определенным нормативно-правовыми актами, исходя необходимости достижения конкретных результатов за счет бюджетных средств;

2) разрабатывает на основании плана деятельности проект сметы и бюджетные запросы и подает их Министерству финансов Украины или местному финансовому органу;

3) получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете или решении о местном бюджете, доводит в установленном порядке до распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня ( получателей бюджетных средств) сведения об объемах ассигнований, обеспечивает управление бюджетными ассигнованиями;

4) утверждает сметы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня, если иное не предусмотрено законодательством;

5) осуществляет внутренний контроль за полнотой поступлений, полученных распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и получателями бюджетных средств, и расходованием ими бюджетных средств;

6) получает отчеты об использовании средств от распорядителей бюджет-
ных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств и анализи-
рует эффективность использования ими бюджетных средств.




Назад | Далее



Новое:

Последнее



Похожие страницы:

1. Сущность и значение государственного бюджета.
2. доходы государственного бюджета.
3. К налоговым поступлениям государственного бюджета относятся:
4. Неналоговые поступления государственного бюджета









finance0.ru