навигация по сайту
участникам проекта
Вход в систему
Логин
Пароль

Бюджетное устройство и бюджетная система.

В государственных формированиях любого типа обязательным элементом является бюджетная система. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством.

Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п.

Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство). В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Украина, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада и др.) - три звена: федеративный бюджет, бюджеты членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных формирований каждого государства.

Правовые основы бюджетной системы Украины устанавливают Конституция Украины и Бюджетный кодекс Украины, другие законодательные акты. Экономической основой бюджетной системы Украины выступает народнохозяйственный комплекс.

Составными элементами бюджетной системы являются ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структурно бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета Украины, и мест -ных бюджетов.

К местным бюджетам относятся: бюджет АР Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления. Бюджетами местного самоуправления являются бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений. Все эти бюджеты являются отдельными звеньями бюджетной системы. Сводный бюджет - это совокупность показателей бюджетов, которые используются для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета АРК, сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.

Сводный бюджет АРК включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского подчинения.

Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.

Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого бюджета.

Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, входящих в его состав. В случае если городу или району в городе административно подчинены другие города, поселки или села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел.

В соответствии с требованиями статьи 95 Конституции Украины относительно справедливости и непредвзятости распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами Бюджетным кодексом Украины определены основные принципы бюджетной системы Украины: 1) принцип единства бюджетной системы Украины — единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского


учета и отчетности;

2)принцип сбалансированности — полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

3) принцип самостоятельности — Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство не несет ответственности средствами государственного бюджета за бюджетные обязательства органов власти АРК и органов местного самоуправления, которые, в свою очередь, не несут ответственности средствами соответствующих бюджетов за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АРК и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, правом ВС АРК и соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты;

4)принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые согласно нормативно - правовым актам органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления;

5)принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых согласно утвержденным методикам и правилам;

6)принцип эффективности - при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

7) принцип субсидиарности — распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно базироваться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю;

8) принцип целевого использования бюджетных средств — бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

9) принцип справедливости и непредвзятости — бюджетная система Украины строится на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами:

10) принцип публичности и прозрачности — Государственный бюджет Украины и
местные бюджеты утверждаются, а решения относительно отчета об их исполне-
нии принимаются соответственно ВР Украины, ВС АРК и соответствующими со-
ветами;

11) принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии бюджетного процесса.

В ходе реализации основ государственной бюджетной политики все принципы бюджетной системы действуют и применяются в бюджетном процессе в единстве и взаимосвязи, Ни один принцип бюджетной системы не противоречит другому.

Межбюджетные отношения - это система финансовых отношений, формируемых между государством, АРК и местным самоуправлением в процессе обеспечения ресурсами соответствующих бюджетов для выполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины. Целью регулирования межбюджетных отношений является обеспечение соответствия между полномочиями на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами Украины за бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий.

С целью совершенствования системы межбюджетных отношений в Украине, Бюджетным кодексом Украины отрегулированы, прежде всего, такие вопросы:

• осуществлено размежевание расходов между звеньями бюджетной системы и ответственности органов власти за их осуществление (ст.84,86);

• определено, что расходы по государственным программам социальной защиты и социального обеспечения населения должны финансироваться за счет средств государственного бюджета (ст. 102);

• местным органам власти предоставлено право самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов в соответствии с законом. Государство на стадии формирования объемов межбюджетных трансфертов устанавливает ограниченный общий объем расходов местных бюджетов, что позволит контролировать суммарные расходы (часть 2 ст.94);

• виды доходов местных бюджетов размежеваны на те, которые учитываются и те, которые не учитываются при определении межбюджетных трансфертов

(гл.14);

• установлен прозрачный, достаточно объективный порядок распределения межбюджетных трансфертов и дифференциацию трансфертов по конкретным направлениям и видам (ст.98);

• предусмотрена компенсация потерь доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий вследствие предоставленных государством налоговых льгот (ст. 103).

В ст.82 Бюджетного кодекса расходы на осуществление полномочий, выполняемых за счет средств государственного и местных бюджетов, систематизированы и сгруппированы в три группы:

1) расходы на обеспечение конституционного порядка государства, государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства, а также другие, предусмотренные Бюджетным кодексом расходы, которые не могут быть переданы на выполнение АРК и местному самоуправлению (осуществляются за счет средств Госбюджета Украины);

2) расходы, которые определяются функциями государства и могут быть переданы на исполнение Автономной Республике Крым и местному самоуправлению с целью обеспечения наиболее эффективного их выполнения на основе принципа субсидиарности (осуществляются за счет средств местных бюджетов, в т.ч. трансфертов из Госбюджета Украины);

3) расходы на реализацию прав и обязанностей Автономной Республики Крым и местного самоуправления, имеющие местный характер и определенные законами Украины (осуществляются за счет средств местных бюджетов, в т.ч. трансфертов из Госбюджета Украины).

Государство может передать Совету Министров АРК или органам местного самоуправления право на осуществление расходов только при условии соответствующей передачи бюджетных ресурсов в виде закрепленных за соответствующими бюджетами общегосударственных налогов и сборов или их части, а также трансфертов из Государственного бюджета Украины.

В межбюджетных отношениях важную роль играют межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты - это средства, которые бесплатно и безвозвратно передаются из одного бюджета другому.

Для осуществления распределения межбюджетных трансфертов используется финансовый норматив бюджетной обеспеченности.

Финансовый норматив бюджетной обеспеченности определяется путем деления общего объема финансовых ресурсов, направляемых на реализацию бюджетных программ, на количество жителей или потребителей социальных услуг и т.п.

Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности для местных бюджетов корректируются коэффициентами, которые учитывают отличия в стоимости предоставления социальных услуг в зависимости от:

• количества населения и потребителей социальных услуг;

• социально-экономических, демографических, климатических, экологических и иных особенностей административно-территориальных единиц.

Корректирующие коэффициенты утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Межбюджетные трансферты подразделяются на:

• дотацию выравнивания;

• субвенцию;

• средства, которые передаются в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты с других местных бюджетов;

• другие дотации.

В Государственном бюджете Украины могут предусматриваться такие межбюджетные трансферты местным бюджетам:

1) дотация выравнивания бюджету АРК, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя, районным бюджетам и бюджетам городов республиканского подчинения АРК и городов областного значения;

2) субвенция на осуществление программ социальной защиты;

3) субвенция на компенсацию потерь доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий вследствие предоставления льгот, установленных государством;

4) субвенция на выполнение инвестиционных проектов;

5) другие субвенции.

В Государственном бюджете Украины утверждается объем дотации выравнивания и субвенций отдельно для бюджета АРК, каждого из областных бюджетов, бюджетов гг. Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения АРК, городов областного значения и районных бюджетов, а также средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов, если есть основания для предоставления и получения соответствующих межбюджетных трансфертов.

Дотация выравнивания бюджетам гг. Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения АРК, городов областного значения и районным бюджетам определяется как превышение объема расходов, перечень которых определен Бюджетным кодексом и который исчислен с использованием финансовых нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов:

• над корзиной доходов бюджетов местного самоуправления - для бюджетов гг. Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения АРК и городов областного значения;

• над доходами, определенными соответствующей статьей Бюджетного кодекса для районных бюджетов.

Распределение объема межбюджетных трансфертов между бюджетами гг. Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения АРК, городов областного значения и районными бюджетами определяется на основе формулы, которая утверждается КМ Украины и должна учитывать следующие параметры:

1) финансовые нормативы бюджетной обеспеченности и корректирующие коэффициенты к ним;

2) количество жителей и потребителей социальных благ;

3) индекс относительной налогоспособности соответствующего города или района;

4) прогнозный показатель корзины доходов бюджетов местного самоуправления гг. Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения АРК и городов областного значения и прогнозов доходов, которые не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов - для районных бюджетов;

5) коэффициент выравнивания.

Объем дотаций выравнивания с Государственного бюджета, которые предоставляются бюджету АРК, областным бюджетам, бюджетам гг. Киева и Севастополя, бюджетам городов республиканского (АРК) и областного значения и бюджетам районов, или средств, которые передаются из этих бюджетов в Государственный бюджет (ТГ), определяется по общему фонду бюджета административно-территориальной единицы как разница между расчетным объемом расходов (VI) и прогнозным показателем объема доходов (корзины доходов), которые аккумулируются на ее территории (Б г) с применением коэффициента выравнивания а1 по единому типу формулы: 11 = а1 (VI —Б1).

Внедрение формульного порядка распределения объемов межбюджетных трансфертов способствует совершенствованию процесса подготовки местных бюджетов, повышению прозрачности бюджетных решений, обеспечению автономности местных расходов, справедливости распределения бюджетных средств и стимулированию экономии местных расходов и мобилизации доходов.




Назад | Далее



Новое:

Последнее



Похожие страницы:

1. Бюджетный процесс и его участники
2. Сущность и значение государственного бюджета.
3. доходы государственного бюджета.
4. К налоговым поступлениям государственного бюджета относятся:









finance0.ru