навигация по сайту
участникам проекта
Вход в систему
Логин
Пароль

Объект планирования

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж. Это связано с тем, что производственная программа и запасы зависят от объема продаж. Однако этот объем ограничивается имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно они являются отправной точкой для планирования. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период -квартал, полугодие.

В наиболее общем виде прибыль - это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между объемом выручки в ценах продаж (без НДС, акцизов) и себестоимостью реализуемой продукции. Объем выручки себестоимость реализуемой продукции определяются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Для расчета прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по укрупненному методу используется универсальная формула, которую можно представить в следующем виде:

где:- объем реализованной продукции, исчисленный в двух оцен-

ках: по ценам продаж и по себестоимости;

- соответственно остатки готовой продукции на складе на

начало и на конец планируемого периода, также исчисленные в двух оценках: по цепам продаж и по производственной себестоимости; - объем выпуска товарной продукция, исчисленный по ценам

продаж и по себестоимости реализованной продукции. После того, как объем реализованной продукции будет рассчитан в двух оценках - по ценам продаж и себестоимости, определяется прибыль от реализации как разница между ценой и себестоимостью:

Плановую сумму прибыли также можно рассчитать исходя из показателей цены и себестоимости выпуска товарной продукции и остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода:

Если на предприятии имеется стабильный портфель заказов и хорошо налажена сеть программного обеспечения на ЭВМ, то целесообразно планировать прибыль прямым методом по каждой позиции товарного ассортимента, исходя из расчета:

Наимено вание изделий Количе ство продаж (шт.) Продажная цена за едини-iry (грн.) Объем

продаж (гр1хгр2)

Себестои мость реализованной единицы (грн.) Себестои мость продаж (гр1хгр4) Прибыль

(гр3-гр5)

х 1 2 3 4 5 6
А 1000 3 3000 2,2 2200 800
Б 3000 2,8 8400 2 6000 2400
ИТОГО 4000 Х 11400 Х 8200 3200

Существуют еще аналитический метод планирования прибыли. Однако применение его в отечественных условиях хозяйствования вызывает трудности: инфляционный рост цен, нестабильность финансовой нормативной базы и т.д.

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Po:

где:- ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен); - себестоимость товарной продукции базисного года. Расчет ведется в определенной последовательности.

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базовой себестоимости.

2. Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных о ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года

определяется влияние роста (или снижения) цен.

5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на первом и последующих этапах.

6. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Другие элементы балансовой прибыли в основном планируют эмпирическим путем, т.е. на основе предполагаемых операций в хозяйственной деятельности с учетом предполагаемых расходов.

В связи с переходом ведения финансовой деятельности по международной системе, основным принципом которой является наличие раздельного учета переменных и постоянных затрат по видам изделий, отечественные предприятия должны планировать прибыль на основе категории маржинального дохода. Маржинальный доход представляет собой сумму прибыли и постоянных расходов. В практике планирования прибыли это называется эффектом производственного рычага.




Назад | Далее



Новое:

Последнее



Похожие страницы:

1. Эффект производственного рычага
2. Пример расчета операционного рычага
3. Принципы распределения прибыли
4. Распределение чистой прибыли









finance0.ru